«Дорожная эко-карта» по реализации природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята – Дошколята» в МБДОУ «Детский сад № 5 «Березка» города Алатыря Чувашской Республики.
Работа по реализации всероссийского
природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята-Дошколята» по
формированию у детей дошкольного возраста
экологической культуры и культуры природолюбия в нашем учреждении
ведется с 2019 года.
На сегодняшний день, за
время его реализации, мы провели множество мероприятий в соответствии с планом
работы, который разрабатывается с учетом
предложенных мероприятий программным комитетом всероссийского проекта.
На подготовительном этапе в процессе
работы составления плана по реализации проекта «Эколята-Дошколята» творческой
группой нашего детского сада была разработана дорожная эко-карта в виде
солнышка, как яркий пример объекта природы в лучах которого отражены основные
направления работы, выделенные нами по проекту.
Наша дорожная эко-карта это своего
рода циклограмма, с помощью которой мы составляем план на год с конкретными
мероприятиями охватив важные ее направления для более полной реализации проекта
и экологического воспитания детей в ДОО.
Она включает в себя 12 лучей - направлений,
в которых запланированы мероприятия. Каждое направление работы имеет свою
кратность проведения запланированных мероприятий в течение года: 1 раз в
квартал, 1 раз в полгода и мероприятия проводимые, в течение года.
Работа по реализации проекта
«Эколята-дошколята» ведется нами уже пятый год.
Предлагаем более
подробно ознакомиться с направлениями эко-карты на примере уже проведенных
мероприятий.
1.
Одним
из направлений эко-карты является «Городок «Эколят».
«Городок «Эколят» это главное место, где происходит посвящение воспитанников в «Эколят» - защитников природы. Если погодные условия нас подводят, то посвящение происходит в красиво оформленном помещении.
2. С Следующее направление «Уроки Эколят».
Они
помогают нам в решении вопроса формирования у детей культуры природолюбия,
уважительного, внимательного и бережного отношения к природе. Уроки Эколят
проводятся по темам учебного пособия «Азбука Природолюбия».
В соответствии с эко-картой
такие уроки проводятся в течение года. Также можно отметить, что в данном
направлении четко прослеживается взаимосвязь в решении задач экологического
воспитания и обучения детей ОП ДО, проекта «Эколята-Дошколята», учитываются
интересы детей их возрастные и индивидуальные особенности.
3. Лаборатория
«Эколят-Дошколят».
В целях формирования у ребенка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, ее животному и растительному миру, а также интереса к познавательно-исследовательской деятельности в нашем дошкольном учреждении, творческой группой создана лаборатория «Эколят-Дошколят». Она служит площадкой для проведения с детьми различных тематических занятий и мероприятий в рамках природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята-Дошколята» и дополнительного образования детей эколого-биологической направленности.
4. Творческая
мастерская
Полноценный воспитательный эффект
достигается тогда, когда детский сад и семья действуют в одном направлении.
Поэтому мы привлекаем родителей к сотрудничеству через организацию совместного
творчества.
Организованы выставки рисунков и поделок
«Эколята-Дошколята» с образами героев Эколят, поделок из бросового материала
«Вторая жизнь ненужных вещей», из природного материала «Прикоснись к природе
сердцем» и др. По данному направлению мероприятия планируются 1 раз в полгода.
5. Природоохранные
и экологические мероприятия
С большим интересом наши родители
откликаются и с удовольствием принимают участие в природоохранных и
экологических мероприятия.
Ежегодно организуются акции по
озеленению и благоустройству территории ДОО.
Акции «Сохраним Елочку», «Кормушка для
пернатых» с целью привлечения внимания
детей и родителей к сохранению родной природы.
Увлекательно, интересно, а главное с
пользой проходят «Дни Эколят», экологические праздники, утренники, конкурсы
рисунков и поделок и мн. др.
«Дни Эколят» и экологические праздники
организуются в разных формах – игровой, через театрализацию. Такие мероприятия
проводятся 1 раз в квартал.
6. Экологический
досуг
Также 1 раз в квартал
планируются и проводятся экологические досуги. Это тематические праздники н-р
такие, как «Всемирный день воды», «День Земли», «Международный день птиц». Они проводятся в различных формах по желанию
детей. В данном направлении также прослеживается взаимосвязь в решении задач
экологического воспитания и обучения детей ОП ДО, проекта «Эколята-Дошколята», учитываются
интересы детей и их возрастных особенностей.
7. «Огород
круглый год»
Для организации трудовой деятельности,
как одной из форм экологического воспитания на территории нашего детского сада
имеется огород «Эколят-Дошколят», где ребята с педагогами выращивают овощи,
ухаживают за ними, наблюдают и собирают урожай. По данному направлению
эко-карты работа ведется круглый год.
После уборки урожая на огороде
«Эколят-Дошколят», с поздней осени до весны ребята продолжают выращивать
растения на окне, что в свою очередь имеет огромное значение в познавательном
развитии детей, воспитании экологической культуры, правильного поведения в
природе.
Как приятно видеть горящие глаза детей, их воодушевление и энтузиазм, когда они увлеченно заботятся о маленьких саженцах на мини тепличных комплексах и наблюдают за результатами своего труда.
8. «Экологическая тропа»
В течение года проводятся различные
мероприятия на эко-тропе расположившейся на протяжении всей территории детского
сада. На эко-тропе во время прогулок
ребята вместе с геройчиками «Эколятами» играют, экспериментируют, наблюдают,
беседуют. А самое главное у детей появляется чувство прекрасного, воспитывается
любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.
В «Птичьей столовой» зимой наши
воспитанниками вместе с Елочкой кормят птиц, а летом чистят, ремонтируют при
необходимости кормушки. На альпийской горке ухаживают за почвопокровными
растениями.
9. «Метеостанция»
Одним из основных направлений выделенных
нами по проекту является «Метеостанция». Она служит нам для более углубленной
работы с воспитанниками через организацию кружков дополнительного образования
«Маленький эколог» и «Юные исследователи погоды», работа которых строится на
познавательно-исследовательской деятельности и позволяет нашим воспитанникам
примерить на себя роль ученых – метеорологов.
Свои наблюдения ребята отражают в дневниках наблюдения за погодой и творческих работах. Н-р: после наблюдения за облаками с помощью «Ловца облаков» нарисовали облака, используя нетрадиционную технику рисования.
10.
Следующее направление эко-карты Агитбригада. Мероприятия данного направления планируются 1
раз в полгода.
В
ходе реализации проекта наши юные защитники природы совместно со сказочными
героями Эколятами, ведут активную деятельность по привлечению внимания детей и
родителей к проблемам окружающей среды, тем самым вовлекая их в природоохранную
деятельность. (н-р: агитбригада «Берегите воду»)
11.
«Зеленый патруль»
Зеленый
патруль в сопровождении Эколят помогает ухаживать за растениями на огороде и
цветами на клумбах. Следить за чистотой территории. Осенью ребята собирают
семена, заготавливают корм для птиц, а зимой кормят их. В соответствии с
эко-картой эта работа ведется круглый год. Исходя из интересов дети, сами
распределяют между собой обязанности кто, чем будет заниматься.
12.
Мульти-передачи, ИКТ – технологии
Для достижения
целей обусловленных проектом, наши педагоги используют в своей работе как
традиционные формы и методы работы, так и инновационные. Одним, из которых
является ИКТ- технологии.
Наши педагоги сами
разрабатывают и делают интерактивные игры, в ходе которых Эколята – друзья и
защитники природы дают ребятам задания, и выпускают для воспитанников и их
родителей познавательные мульти-передачи: «Экологический калейдоскоп». Детям
нравится эта деятельность, потому, что они являются непосредственными ее участниками.
При составлении конспекта новой серии мультфильма педагог учитывает интересы
детей, интересуется, о чем бы они хотели узнать в новой серии.
Рассмотрев все направления
дорожной эко-карты можно сделать следующий вывод, что решение задач
экологического воспитания и обучения детей дошкольного возраста в нашем ДОУ
достигается посредством планирования деятельности через ОП ДО, реализацию
проекта «Эколята-Дошколята» и с учетом интересов детей, их возрастных и
индивидуальных особенностей.